НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 10-05, 07:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 17-03, 22:09 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
§ 2. Использование символики в процессе воспитания патриотических чувств учащихся в научно-педагогической литературе
Существенное значение для развития и социализации человека имеет воспитание. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблема воспитания рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне. В разные периоды тему воспитания исследовали Л.С. Выготский, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Х.Й. Лийметс, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и др. В педагогической науке нет однозначного определения понятия «воспитание». По определению, данному в «Русском толковом словаре», воспитание — это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. «[79, С. 65]. В буквальном смысле «воспитание» — вскармливание ребенка, духовное питание. Воспитание принято рассматривать как ведущую силу мотивационно-ценностного развития человека, целенаправленное формирование личности на основе складывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, на основе ее мировоззрения, поведения.

С.Д. Поляков, проанализировавший значительное число работ, посвященных определению сущности воспитания, рассматривает воспитание как разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников и характеризует его с трех позиций:

1. Воспитание как процесс — это временная развертка взаимодействия воспитателей и воспитанников. На одном «полюсе» такого взаимодействия — педагогическая деятельность воспитателя, на другом — личность воспитанника в ее активности, постоянстве и изменчивости.

2. Воспитание как деятельность. Деятельность — специфически человеческая форма активности. Специфика — ее регулирование сознанием. Субъектом воспитания как деятельности выступает, с одной стороны, педагог, ставящий воспитательные цели, с другой стороны — воспитанник. Объектами здесь будут воспитанник и условия, влияющие на него непосредственно. Предметом воспитания будет выступать не личность, а что-то, что воспитатель стремится воспитать в личности.

3. Воспитание как общение. При этом под общением понимается установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Научная школа академика В.А. Сластенина рассматривает воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Ученые исходят из положения, что становление личностного в человеке предполагает усвоение системы ценностей, которое происходит индивидуально и избирательно в зависимости от осознания этих ценностей и принятия их человеком. Чтобы ценность побуждала к активной деятельности и саморазвитию личности, она должна приобрести побудительную силу мотива деятельности в результате ее интериоризации личностью. Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Восприятие и интериоризация личностью ценностей невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играют эмоции, т.к. ценности воспринимаются прежде всего чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью. Одним из способов воспитания с целью интериоризации ценностей является усвоение воспитанником предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые, по замыслу педагога, должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно интериоризировать. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной среды через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Двойственность понятия «воспитание» отмечает М.И. Рожков, определяя, что в широком смысле воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов, и в этом смысле оно тождественно социализации.

В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств, либо какое-то конкретное качество. В этом плане о воспитании можно говорить как о педагогическом компоненте процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, включения ребенка в различные виды социальных отношений в практической деятельности и общении.

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить его наиболее общие признаки:

— целенаправленность воздействий на воспитанника;

— социальную направленность этих воздействий;

— создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

— освоение человеком комплекса социальных ролей.

Воспитание как бы обрамляет развитие личности, придает качествам индивида социальный вектор.
Подробнее: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/28/15/2

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB