Эстетическая концепция Н.Г. Чернышевского:
истоки и постулаты новизны.
Никакая новая научная идея не возникает на пустом месте. Она формируется под влиянием прошлых познавательных импульсов, укоренившихся традиционных представлений, хотя бы и в плане теоретического, а затем и практического, преодоления последних. Это суждение, конечно, - трюизм, но оно даёт основную установку на правильное понимание того, что можно считать действительно новым в эволюции философского и так называемого эстетического знания. Тот факт, что любая концепция, коль скоро она возникла, обольщает себя и других претензией на новизну, не вызывает сомнения. Другой вопрос - достигает ли она этого. История теоретического мышления знает десятки примеров хвастливого самообольщения на этот счет, разрекламированных объявлений о крупном научном открытии, которое, спустя известный срок, с неизбежностью попадало в реку забвения. На трудность решения вопроса о новизне обращал внимание ещё Аристотель в своей "Метафизике", указывая на сложную структуру нового знания, постепенно формирующегося в русле старых и привычных (и поэтому - устойчивых) представлений, на известную неадекватность персонального обозначения тех новых понятий, которые составили его содержание 1.
Что касается эстетического учения Н.Г.Чернышевского, изложенного им в знаменитой магистерской диссертации и в ряде других работ, то здесь по отношению к ним вопрос о новизне в таком разрезе не стоял. Исследователи эстетического учения мыслителя, "оценщики" разного творческого ранга и философского умонастроения, будучи представителями разного исторического времени, неоднократно свидетельствовали (некоторые из них - даже пылом своего полемического негативизма) о несомненной новизне и огромном социокультурном и мировоззренческом значении этого учения, о закладке на его основе нового эстетического сознания.
Не случайно, один из редакторов некрасовского журнала "Современник" М.А.Антонович, отзываясь на второе издание работы Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", писал: "В этом сочинении в первый раз были высказаны, доказаны и развиты те эстетические воззрения, которые в настоящее время получили право гражданства и почти исключительное господство в нашей литературе. До 1855 года никто и не слыхивал об этих воззрениях" .......
http://korfo.kubsu.ru/totum/index.php?a=17&l=rus