НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 11-05, 15:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 21-06, 23:10 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
Что нам делать с этим образованием?- застрелиться или повеситься?

girolamos
February 21st, 18:32

Каждый, кто сталкивался с современным школьным образованием, скорее всего, испытывал некоторое чувство недоумения. Впрочем, чувство смутное, до конца неоформленное. Я, слава богу, окончил школу довольно давно. Предпоследний раз я столкнулся со школьными нравами 12 лет назад, когда привёл 2-го сентября сына на уроки в первый класс. Так получилось, что мы опоздали на 15-ть минут, первый учебный день,- расписание ещё не утряслось, в общем, беда не большая. Как на грех, навстречу нам попалась завуч (серьёзная тётенька). Признаюсь, я обычно за словом в карман не лезу, но после её слов я стоял минут пять в полной невозможности ответить ей что-либо, так меня подкосила её речь о недопустимости опоздания. (Только что молний не было,- грома было предостаточно). Что думал в тот момент первоклашка, я не могу даже представить. Последний раз я столкнулся со средней школой, когда ездил с сыном на апелляцию по русскому языку. Скажу вам честно, недалеко ушла наша школа с тех пор. Чтобы не попасть, как говорится, впросак я обсудил их претензии со знакомой преподавательницей русского языка (она, к слову, работает в университете). Так что в своей невысокой оценке нашей российской школы я вполне уверен. Ну, да ладно, поехали дальше. С тех пор мне ужасно любопытно, можно ли что-нибудь изменить в российской средней школе? Или ничего уже с ней поделать нельзя? Тем более что, набираясь кой-какого жизненного опыта, приходишь к мысли, что должно же что-то измениться. Ведь школьные учителя люди образованные, в каком-то смысле интеллигентные? Почти каждый родитель интуитивно уверен, что уж школьный учитель должен быть человеком передовым. Увы. Боюсь, что это застарелый школьный миф. Если кому не лень набрать в поисковике слова «парадигма школьного образования», тот легко найдёт кучу интересных, свежих и профессиональных мыслей на этот счёт. И авторы этих мыслей не скрывают своё имя. Отчего ж всё, что делается в нашем школьном образовании, делается анонимно? Недавно с большой помпой прокатилось на Эхе Москвы обсуждение нового стандарта образования. И что ж? Появилась ли у нас хоть какая-то надежда, что хоть внуки наши будут учиться в нормальных школах? Мне кажется, что проблемы нашего образования совсем не в стандартах. Стандарты что? – фантик. Попробуйте понять концепцию нашего среднего образования. Даже в стандарты просочилась жажда воспитывать. Ещё с советских времён наша система образования настроена на воспитание. Между тем, если мы все не произнесём вслух, чего, собственно, мы ждём от среднего образования,- ничего не изменится. На слуху, почти как ощущение весны, слова многих педагогов о том, что парадигма образования меняется от знаниевой - к личностно ориентированной (http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/1.html). Дождёмся ли мы серьёзного обсуждения этой проблемы? Или будем наблюдать, как за обсуждением ничего не значащих бумажек теряется суть и, самое главное, время? Пора бы уже нам понять, что то, чему нас всех учили в школе, нам, к сожалению, не понадобилось. Мы потеряли время жизни, которое можно было применить с большей пользой. Интересно, проводилось ли исследование, какое количество выпускников школы помнит хотя бы 10% от того, что учили в школе? Думаете много таких? А это значит, что учили в школе не тому и не так. Некоторые мои знакомые в споре говорят, что, если вам повезло с учителем, то чему-то вы научитесь. Да ведь в том-то и дело, что методика преподавания должна быть такой, чтобы от учителя зависело как можно меньше. Вся наша система, весь подход к обучению, к сожалению, бесполезный. Осмелюсь вкратце предложить немножко другой подход к обучению. Итак, начнём по порядку.

1. Цель школьного обучения. Это совсем просто! Адаптация к современной жизни. Требования (базовые) – выпускник должен обладать полным комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире. И это первое и самое важное отличие. В мире, а не в России! Я не призываю не помнить своей родины. Но современная жизнь не кончается за границей РФ. Мир существует не вокруг нас, а ВМЕСТЕ с нами. Чем раньше это поймет молодой человек, тем лучше для него (и для родины). Подсознательно у нас у взрослых людей возникает сомнение,- а не воспитаем ли мы потребительское отношение у наших детей? Да, советское сидит в нас глубоко! А вдруг, мы их выучим, а они уедут? Сейчас уже многие признают, что МЕЧТАЮТ, чтобы их дети уехали отсюда. Давайте назовём вещи своими именами, не хотят они здесь жить! Зачем же подменять функцию обучения воспитанием и формированием комплексов, когда все мы ДОЛЖНЫ нашей стране что-то. А что, свободные люди не станут менять свою страну в лучшую сторону? Что все сразу уедут? Итак, под целью базового обучения я разумею (подобно обучению молоди в животном мире) обеспечение молодёжи навыками и необходимым комплексом способностей противостоять внешнему миру. Конечно, это поворот от коллективно-безопасного мира к индивидуально-ответственному. Ну, а разве сейчас не так? Разве по-прежнему в школе не говорят, что нужно быть коллективистом-альтруистом, а в реальной жизни, мягко говоря, всё не совсем так?

2. Отсюда, базовая программа должна быть нацелена формирование ОЩУЩЕНИЯ себя человеком как части цивилизации. На первом этапе обучении я бы вовсе отменил такое большое количество предметов и ограничился минимумом. Попробуйте почитать Г. Уэллса «Очерки истории цивилизации». Вот вам, пожалуйста, биология, история, география, астрономия, языки. Главное, что у ребёнка таким образом формируется понимание, что он есть часть целого,- часть человеческой цивилизации. Ведь есть же интересные передачи сейчас на «Культуре» по всем этим предметам. Обучение языку надо начинать не с зубрёжки правил, а с истории языка. Объяснить связь его с языками соседних культур. Их взаимное влияние. Математика! Редкий школьник не испытывает к ней ненависть. Это кем же надо быть, чтоб написать такую программу, так рассказать о предмете, чтобы такой интересный предмет так ненавидеть. К счастью, лучше поздно, чем никогда, мне в руки попались популярные книги Азимова по математике. Попробуйте, почитайте, Вы, возможно, не сумеете решить квадратное уравнение. Но, скажите, какому количеству людей (можно в процентах) приходится в жизни решать квадратное уравнение хоть раз в жизни после окончания школы? Зато вы поймёте, что такое математика, зачем она нужна. И уж если вам захочется понять её немного глубже, вы с лёгкостью разберётесь, что такое квадратное уравнение и как его легко решить. Короче, начинать изучение предметов надо в соответствии с их историей развития. А так как вначале наук было всего две: первая занималась счётом, а вторая раздумьями, то и начинать нужно с двух глобальных предметов - математики и естествознания (что раньше называлось философией).

3. И, наконец, после формирования у ученика понимания о взаимосвязи всего знания о материальном мире, можно переходить к более детальному изучению тех предметов, к которым он чувствует склонность. Только необходимо заметить, что при таком подходе у школьника сформируется понимание, что поэзия – очень недалека от математики. Потому что форма у них разная, а развиваются они по общим для материального мира законам. К сожалению, здесь вряд ли найдётся место для «Основ православной культуры» и прочего. Не потому что это не важно, просто в изложенной выше концепции православие занимает своё скромное место среди других не менее, а часто и более существенных дисциплин. Боюсь, что знание мировой литературы, математики или, наконец, иностранного языка поможет молодому гражданину в жизни немного больше, чем православная культура. Скажу больше, пора уже перестать заставлять детей заниматься (хорошими, великолепными) но устаревшими и, по сути, неинтересными, неактуальными многими старинными русскими писателями второго и третьего плана. Нет уже на это времени. Ведь не переживаем же мы за Гомера? А какой был авторитет в своё (ещё не очень далёкое время)!
Кто хочет, пусть помогает искать единомышленников. Формирование подхода к концепции нашего образования вещь важная и трудная. Даёшь новую парадигму?

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB