НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 12-05, 08:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Почему ребёнок ворует?
СообщениеДобавлено: 14-06, 21:51 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
Ребенок ворует деньги, а виноваты родители
Автор: Alexandra
Чаще всего случается именно так. Вина родителей, кстати, может быть самой разнообразной. Одни виноваты в том, что не обращали на воровство никакого внимания – мол, само пройдет, он же еще совсем маленький. Другие – в том, что совершенно не уделяли ребенку никакого внимания, так что даже было не совсем понятно, зачем его вообще заводили. Наконец, третьи – в том, что культивировали в ребенке понятия «надежда и опора», считали его настоящим суперменом и единственным удавшимся членом семьи и, соответственно, поощряли каждое его действие. В первом случае у родителей может вырасти просто вор, во втором – мститель, а в третьем – самый настоящий районный авторитет, и такие случаи не единичны.

Итак, когда маленький ребенок видит, что он может что-то взять и ему за это ничего не будет, он обязательно возьмет. Именно так ребенок ворует деньги в первый раз – открыто берет их со стола или достает из кармана маминого пальто. Все равно ведь потом мама не вспомнит, сколько денег у нее в кармане лежало! Это повторяется несколько раз до тех пор, пока ребенка не ловят с поличным. Очень часто это происходит вне дома – рано или поздно, ребенок обязательно возьмет что-то в гостях. И вот тут главное – не скрывать сей постыдный факт. Поймите, он знаком абсолютному большинству родителей! Обязательно поговорите с малышом, не скрывая того, как вам за него стыдно, и заставьте его самого (в вашем сопровождении, естественно) отправиться к тем людям, у которых он взял деньги или вещи, и извиниться за свое поведение. Этот стыд ребенок запомнит надолго, и вряд ли еще когда-нибудь будет что-то брать. Малыши хорошо понимают, что такое неотвратимость наказания…

Второй момент обычно случается во время переходного возраста, если родители не обращают на ребенка внимания. Возможно, у них на пике карьера, возможно, появились новые увлечения, возможно, распалась семья или, напротив, родился второй ребенок. Старший ребенок ворует деньги для того, чтобы родители обратили на него внимание, для того, чтобы самому компенсировать недостаток тепла и ласки (не вы ему купите нужную вещь, так он сам ее себе купит!), поэтому и суммы в ход идут совсем другие. И тут без откровенного разговора не обойтись. А вот наказаниями дело точно не решить.

Третий момент наступает, когда родители забываются и начинают внушать своему единственному (чаще всего) чаду, что он самый лучший на свете, а самым лучшим всегда все можно. С раннего детства ребенок понимает, что для семьи он единственная опора, и если он хочет, чтобы его семья жила хорошо, он должен помогать ей финансово. А как? Шантажировать младших детей, отбирать у них вещи и продавать, воровать у учителей и одноклассников (впрочем, нет – последние пусть сами отдают ему деньги!) – все это делает их суперменами. И кто, по-вашему, в этом виноват?

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 21:52 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
Почему ребенок ворует?
Малыш должен быть обут, одет, всегда накормлен.

Он нуждается в игрушках, к тому же ему необходимо ходить в платные секции и кружки.

И вот, мать с отцом, выбиваясь из сил, берут все больше и больше дополнительной работы, ведь потребности подрастающего отпрыска все время увеличиваются.

Он начинает сравнивать себя с окружающими, ему нужны часы, как у Коли, и куртка, как у Пети. Возможно, родители и рады бы были меньше выкладываться на работе, но желания ребенка — превыше всего.

Практически все родители, работающие с утра до ночи, испытывают чувство вины перед своим чадом. Они знают, что уделяют ему слишком мало времени. И пытаются компенсировать недостаток любви всевозможными подарками.

Ученые подсчитали, что среднестатистическая работающая мать уделяет своему ребенку 12 минут в день (имеется в виду полноценное общение «глаза в глаза», а не мимолетные реплики и замечания).

Потихоньку ребенок привыкает к тому, что родители готовы от него откупиться. Эта суррогатная любовь не приносит желанного удовлетворения его естественной потребности любить и быть любимым, но становится своего рода привычкой, которая заменяет ему радость от общения с родителями. И такой допинг нужен ребенку все в больших дозах.

— Примерно в переходном возрасте дети неожиданно для родителей начинают воровать деньги из дома. Родители впадают в панику и ставят замки на двери. Но проблема не решена, — рассказывает Александр Литвинов, кандидат медицинских наук, психиатр Московского городского психоэндокринологического центра.

Ворующих детей можно условно разделить на три группы:

1. Дети из благополучной семьи.

2. Дети, попавшие в плохую компанию.

3. Дети, больные клептоманией.

Обделеныши

Дети из первой группы, несмотря на внешнее благополучие семьи, чувствуют себя обделенными. Им просто не хватает любви и ласки. И они проецируют свои проблемы на то, что более значимо в их жизни, — деньги, игрушки. Порой им кажется, что они не просто украли что-либо, а отомстили родителям. При этом дети не воруют на улице или в гостях.

Как бороться: не стоит слишком жестко и директивно относиться к ребенку. Постоянные запреты нередко дают обратную реакцию: боясь быть наказанным за проступок, ребенок подсознательно может стремиться к риску. Он ловит своего рода «кайф» от того, что может быть пойманным, в его кровь в это время выделяется много адреналина.

Есть и другое объяснение. Ребенку не хватает внимания. В психиатрии это называется «негативный нарциссизм». И с этим можно бороться, переключая ребенка на новые увлечения, занимаясь вместе с ним, гуляя. Введите в привычку устраивать непременные семейные ужины в будни и праздничные обеды в выходные.

Пусть он почувствует себя частью семьи — причем любимой и значимой. Даже если в это время в семье есть маленький ребенок — уделите внимание старшему: он больше нуждается в вас. Ведь малышу пока нужны лишь молоко, сухие пеленки и погремушка.

А старший хочет общения.

Научитесь говорить с ребенком по душам. Не стоит думать, что время упущено и воспитывать его нужно было с рождения.

Никогда не поздно стать другом своему ребенку. Попытайтесь поинтересоваться, что же на самом деле его беспокоит, — и не ждите мгновенных грандиозных откровений. Возможно, вам понадобятся долгие месяцы, а может, и годы совместного поиска решения проблемы.

И тем не менее ребенок оценит ваше участие в его судьбе и со временем научится посвящать вас в свои тайны, но при условии, что вы будете другом и советчиком, а не цербером. Как бы ни было трудно, учитесь не высказывать свои мысли в виде нотаций и причитаний типа: «Мы в ваши годы не такими были» и «Почему у всех дети как дети, один ты у меня дурак».

Плохие друзья

Мы привыкли все сваливать на друзей. Плохая компания, заставили своровать…

Но ведь не каждого подростка можно сбить с толку. Поэтому причину воровства нужно искать в первую очередь в семье. «Поведение жертвы», неумение сказать «нет» формируют в ребенке тоже родители.

Как бороться: взрослым придется пересмотреть свои жизненные приоритеты. Терпеливо и последовательно говорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так уж и много. А тот, кто желает тебе зла и подводит тебя под уголовное преступление, — не может называться твоим другом.

И пусть мальчуган (или девочка) почитает Уголовный кодекс — это полезно не только для общего развития. Вдохновите ребенка на поиск новых друзей, новых развлечений. Пусть он реализуется, откроет в себе новые таланты, пойдет в спортивную секцию.

Ну а если конфликт с компанией зашел слишком далеко, его избивают и шантажируют — обратитесь в милицию. Защищать вас — их долг. И прибегните к помощи других родителей — вместе изгнать зачинщиков и откровенных уголовников из жизни детей всегда проще.

Клептомания

Больные клептоманией обычно испытывают непреодолимую тягу к воровству. Им даже не нужны вещи, которые они воруют. Важен сам процесс. Истинные причины заболевания кроются в глубоких детских комплексах.

Как бороться: обратиться к психологу или психиатру. Родители, к сожалению, не всегда готовы услышать правду о себе или многочисленные упреки в свой адрес.

А врач не поменяет мнение о пациенте, даже узнав о его страшных поступках, и поможет ребенку вновь пережить детские обиды и простить их окружающим и самому себе.

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 21:52 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
- Ребенок может воровать по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточность внимания родителей, поэтому он пытается таким странным способом привлечь к себе их внимание. Иногда для детей даже наказание (только не битье!) - знак того, что о них помнят и их любят. Особенно часто такие случаи происходят в семьях, где родился второй ребенок или разведенные родители создали новую семью.

Потом - идет самоутверждение среди сверстников. И третье - ущемление потребностей ребенка. В 11 лет уже все дети хотят иметь какие-то карманные деньги. Если разумно удовлетворять их потребность, воровства не случается. А если вы сами не можете с этим справиться - обратитесь к психологу. У меня половина звонков от родителей, у которых дети воруют деньги. - Но не в таких же количествах!

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 21:53 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
Почему дети воруют.

Автор: АННА ФЕНЬКО

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок , даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-06, 21:54 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
Почему дети воруют? И.А.Надворецкая

Психодоги единодушны во мнении, что тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но так же верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста. Согласно закону, он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию и будут считать проявления воровства у ребенка поступком безответственным. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласился с вашим мнением.
Если не брать некоторые особые социальные среды, воровство - относительно редкое явление среди маленьких детей и не составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое лежит в основе воровства. Подобное стремление может возникнуть в том случае, если среда, в которой он растет, освобождает его от авторитета родителей и вынуждает нарушить право чьей-то собственности. Так обычно случается в семьях, где живут в скученности и тесноте, где родители не интересуются детьми, бросая их на произвол судьбы, а у старших детей есть немало дурных привычек, каким и подражают малыши.
Что делаем мы, родители, когда узнаем, что наш ребенок ворует? Прежде всего стараемся понять, ворует ли он всерьез или НЕВИННО уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, сознавая, что сделал что-то дурное, нарушил право собственности. Когда же, напротив, речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживающем порицания), достаточно обратиться к сознанию малыша и разъяснить ему общепринятые правила. А если такое разъяснение ни к чему не приведет, мы должны задуматься о причинах плохого поступка. Обычно речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о его протесте и враждебности по отношению к авторитетам и, несмотря на независимость, с которой он бросает им вызов, свидетельствует о неспособности контролировать свои порывы. Ясно, что наказание лишь поддержит в ребенке все эти чувства. В то же время если мы постараемся ободрить его, поможем ему понять и принять наше общество и наш образ жизни, то он сможет избавиться от чувства враждебности и развить самоконтроль.
Самое важное, что есть у ребенка,- это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, лучший способ решения проблемы. Не назойливая опека, а дружеское, горячее, живое участие, благодаря которому он почувствует, что мы СВОИ люди. Только в этом случае у него притупится чувство враждебности и он сможет найти другой способ излить неизбежную агрессивность социально приемлемым образом.
Еще недавно считалось, будто детская преступность -наследственная болезнь. Некоторые социологи предложили использовать так называемое игровое поле и, ко всеобщему изумлению, доказали, что когда у ребенка появляется возможность проявить свою потребность в активной деятельности, то сразу же резко падает и коэффициент преступности. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушений общественного порядка.
Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он ХОЧЕТ быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний, разумеется, не воздействуют на него. И если ребенок действительно захочет походить на родителей и заслужить их расположение, он станет понимать пользу контроля своих поступков.
Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях. Иначе он останется непослушным. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему наша любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не имеют для него никакого значения, но они как бы олицетворяют то ДРУГОЕ, что ему отчаянно хочется иметь. И все же мы должны рассматривать воровство как один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Однако точно так же, как мы не упрекаем его за то, что у него поднялась температура, мы не должны наказывать его и за кражу. Возвратим владельцу то, что он унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Есть люди, которые считают, будто у каждого из нас бывает желание украсть. Возможно, именно поэтому мы так остро реагируем, когда обнаруживаем такое пристрастие у наших детей,- они открыто делают то, о чем мы можем думать лишь тайком.
И ДАЖЕ ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ ВОРИШКА - ЭТО ИСПРАВИМО
Даже тогда, когда ребенок только лжет, для многих это что-то вроде конца света. А если он украл или ворует... Такое не сравнить уже ни с чем. Любая катастрофа вам покажется обыденным явлением и бунт стихии - сущим пустяком. Не кто иной, а Вы сегодня в чрезвычайном положении, которое необходимо как-то приостановить.
Вы кипятитесь, Вы «бушуете», «выходите из берегов». Однако вряд ли вся лавина Ваших отрицательных эмоций способна это сразу прекратить. И мысль, что у Вас растет преступник, не будет выходить из головы. Вы потеряете покой, у Вас появится бессонница. Вам будет стыдно посмотреть в глаза другим, и жизнь потеряет свою привлекательность, неповторимость.
Теперь Вы резко перемените былое отношение к ребенку. Он будет выводить Вас из себя по пустякам. Вы станете придирчивы «без повода», воспитывая его день и ночь, подчеркивая, что он стал Вам неприятен, что вы разочарованы в нем и не верите ему. Избрав такую тактику общения с ребенком, Вы только лишь толкаете его продолжить этот путь, если он его в самом деле начал.
А начал ли он этот путь? - большой вопрос, ведь маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы это понимаем. У них совсем другие взгляды на «свое» и на «чужое», отличные от наших, не такие, как у нас.
Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтоб поиграть, чтоб насладиться вещью, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность. Зачем она нужна и для чего. Малыш еще незрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. «Мое», «твое», «свое», «чужое» - пустые звуки для него, пока Вы не раскроете ему их смысл.
Какая разница между «моим» или «твоим», когда обычно маленькие дети в игре обмениваются игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время каждого из них. Поэтому, когда малыш «случайно» захватит домой чью-то новую игрушку или же ту, которой нету у него, он не придаст обычно этому значения, если хозяин взятых им игрушек, заметив это, не начнет их отбирать. А дети - разные: не только лишь берущие, но и дающие. Дающие особенно тогда, когда им хочется, хотя б такой ценой найти себе какого-нибудь друга.
Забрав чужое и немного поиграв с ним, малыш навряд ли будет возражать, когда узнает то, что не «его игрушки» необходимо все же отдавать. Отдаст. И снова на глазах у многих возьмет без спросу то, что вдруг понравилось ему, чего нет дома, то, что соблазнило…
И все-таки, воруя «напоказ», - ребенок не ворует. Он убежден, что все принадлежит ему, если оно перед глазами и до него можно дотронуться рукой, тем более еще и поиграть. Он убежден и будет так считать, пока от Вас однажды не узнает, как это плохо, как нехорошо, как некрасиво. Вам надо объяснить ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.
Ребенку в этом возрасте еще обычно не понять, в чем ценность вещи, и почему Вы рассердились на него, когда он вытащил из сумки деньги, но только пошутили, чтобы он примерил папин галстук, который самовольно взял из шкафа. Чем отличаются его поступки?
Он взял без разрешения и то и это. И деньги не его, и галстук не его. Так почему же Вы прореагировали все-таки по-разному? Как будто деньги Вам важнее галстука.
Малыш еще не понимает, с чем связано, что воспитатель может разрешить ему забрать домой все то, что он сегодня сделал на труде, рисунки или что-то слепленное им из пластилина, а вот карандаши, которыми он рисовал, или сам пластилин - не разрешит.
«Мое», «твое», «свое», «чужое» - ребенок, подрастая, должен знать, что это означает. Какая разница между своими и чужими вещами и игрушками. Вам надо объяснять это ему все время. Не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.
Когда у Вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров - то это «возрастное» воровство окажется лишь мелким эпизодом в его и в Вашей жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.
Но если у ребенка есть какие-то проблемы, которые малыш не может разрешить, он временами выбирает воровство как средство, способное отвлечь его от всех проблем.
Обычно это воровство не «напоказ», а «втайне». Раз «втайне», значит, перемешанное с ложью. Ложь «прячет» воровство и «драпирует», и «уживается» с ним, словно добрые соседи. А Ваш ребенок выглядит порочным, и Вы стыдитесь часто, что он Ваш.
Такое воровство обычно свойственно дошкольникам, которым скоро в школу, которые, взрослея, начинают отдаляться от своих родителей, чтоб заменить хотя бы часть прежней привязанности к маме с папой на новую привязанность к друзьям, но так и не находят тех ровесников, которые нуждаются в их чувствах, и в результате ощущают себя одинокими и никому не нужными, растущими без ласки и любви. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание, они не просто украдут, а могут щедро раздарить украденное детям и не воспользоваться им сами.
Дошкольник может воровать, не устояв перед соблазном, когда -то, что ворует он, - его несбывшиеся грезы и затаенные мечты. И даже зная, чем в дальнейшем его поступок отзовется, он, нарушая все запреты, идет на риск, поддавшись искушению, считая, что даже мимолетное владение предметом, конечно, «стоит» самых отрицательных последствий воровства.
А что «последствия» бывают в самом деле, малыш усваивает уже около шести лет или чуть-чуть позже, когда хотя б однажды был свидетелем того, как после кражи начинается расследование родителей или других людей. И хочется тебе или не хочется, придется возвратить украденную вещь, причем с позором и под осуждающими взорами.
Такой урок должен усвоить любой «воришка», чтобы он не превратился в вора.
Но все-таки, как устоять перед соблазном?
Ребенок может воровать, подражая Вам, или своим ровесникам, которые воруют.
Если он видит, как Вы носите с работы все то, что можно на работе взять, малыш считает воровство обычной нормой, особенно тогда, когда вы этим хвалитесь при нем.
Среди ровесников малыш не может просто «выделяться» честностью, когда он знает, что они воруют. Ему приходится быть «вровень» с ними - и это тоже норма. Поэтому Вам надо знать, с кем Ваш ребенок дружит, и быть самим предельно честными людьми.
Обычно в неблагополучных семьях воровство ребенка всего лишь - стиль жизни для такой семьи. Но это может также быть и признаком или симптомом психического отклонения у малыша.
Психически больной ребенок ворует, часто сам не зная для чего, и, сообщая Вам об этом, как прежде, продолжает воровать. Его практически невозможно остановить ничем. Запреты или наказания - бездейственны. Помочь способен только специалист.
Но если специалист считает, что малыш вполне нормальный, а он все равно продолжает красть, причем всё без разбора, что сумеет, задумайтесь, не подает ли он таким путем сигналы, что ему в жизни многого недостает, но больше всего нежности и ласки, в которых он испытывает подлинный, не мнимый дефицит, особенно в неполных семьях.
Итак, сегодня Ваш малыш впервые взял без разрешения чужую вещь... От Вас в огромной степени зависит, чтобы такое с ним не повторилось завтра.
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ЧТО-ТО ВЗЯЛ ИЛИ БЕРЕТ БЕЗ СПРОСУ
Не бушевать и не выплескивать лавину отрицательных эмоций.
Не объявлять о чрезвычайном положении в семье, а постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она ни была скрыта.
Когда ребенок - «возрастной» воришка, понятно объясните ему разницу между «своим» - «чужим», что это значит, и почему «чужое» брать нельзя.
Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь или игрушку ее владельцу, но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
Старайтесь разъяснить ребенку, что лишь свою вещь можно взять без спросу, чужую - никогда. Запрещено. И, если что-то вдруг ему захочется чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит разрешение на это.
Учите его отличать общественную собственность отличной.
Не искушайте малыша соблазнами, невольно делая доступным недоступное.
Задумайтесь, достаточно ли Вашему ребенку ласки. Восполните скорее ее дефицит. И дайте ему то, в чем он нуждается сегодня.
Ведите себя так, чтоб Ваш ребенок мог Вам достойно подражать и быть порядочным, как Вы.
Старайтесь понять «мир» друзей ребенка.
Учите малыша ответственности за собственное поведение.
Ребенок должен знать, что если он не сознается в краже, то это повлечет вслед за собой расследование родителей или других людей. Что рано или поздно воровство раскроется. И надо будет все равно отдать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном. И это пусть малыш усвоит раз и навсегда.
Если Вы - неожиданный свидетель воровства, скажите честно обо всем ребенку. Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.
КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ЧТО-ТО ВЗЯЛ ИЛИ БЕРЕТ БЕЗ СПРОСУ
Кричать, ругать и разряжаться на ребенке.
Всем объявлять о чрезвычайном положении в семье.
Считать, что с малышом произошло непоправимое,
Клеймить, позорить его, называть преступником при всех,
Обрушивать шквал отрицательных эмоций на ребенка.
Твердить, что Вы не любите его, он нехороший, никому не нужный, и не искать причины воровства.
Не задавать себе вопросы: почему он это сделал? Зачем и почему так поступил?
Узнав причину воровства, не попытаться вырвать ее корни.
Лишать ребенка преднамеренно того, в чем он нуждается сегодня, из-за чего взял эту вещь без спросу.
И в то же время не пытаться объяснить ему, в чем разница между «моим», «твоим», «своим», «чужим» и почему чужое нельзя брать самим.
Специально искушать его соблазнами, делая доступной любую ценность.
Не обращать внимания на то, что многие друзья ребенка из «дурной компании».
Рассказывать о собственных «проделках» и красть в присутствии ребенка.
Все разрешать ему брать у родителей без спросу. Увидев, что ребенок что-то взял без разрешения, специально сделать вид, что ничего не заметили.
Показывать ребенку, что Вам безразлично, украл он что-то или нет.
Негласно одобрять его, тем более словесно.
Не обращать внимания на то, что Ваш малыш все время беспричинно ворует все, что попадется ему под руку, и не показывать ребенка специалисту.
Так в чём же причина воровства младших школьников и подростков?
Так получилось, что мне часто приходится сталкиваться с этой проблемой. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и подумала, что я не смогу помочь родителям этого ребёнка. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.
Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей.
Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.
Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.
СВИДЕТЕЛЬСТВО АМОРАЛЬНОСТИ
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности.
«У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух - трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что делают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
ТРИ ПРИЧИНЫ
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников.
Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей.
Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется.
Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Я условно выделяю три основные причины детского воровства:
Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
Недостаток развития нравственных представлений и воли
ХОЧЕТСЯ — ПЕРЕХОЧЕТСЯ
В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо от давать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не
поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоит нечто, ему не принадлежащее. Сколько ж человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется».
При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.
РЕАКЦИЯ НА ТРАВМУ
Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.
Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем наладить отношения.
В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю».
Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
СПОСОБ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.
Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе.
Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она доверяла все свои горести и радости.
Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.
Поэтому, когда вы подозреваете, что ваш ребёнок ворует, подумайте, достаточно ли он получает вашей любви и внимания. А если трудно понять в чём же всё-таки суть воровства, то обязательно обращайтесь к специалистам и вы вместе разберётесь в чём же истинная причина данной проблемы.

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB