НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 12-05, 00:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16-02, 20:14 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 08-10, 23:03
Сообщения: 599
ЗАМЕТКИ О ПОПУЛЯРНОСТИ Л.С. ВЫГОТСКОГО НА ЗАПАДЕ


А.П. СТЕЦЕНКО

Л.С.Выготский очень популярен на Западе. Точнее, не только на Западе, а в мировой психологии — в Бразилии и Мексике, в Японии и Южной Африке, т.е. везде, где психологическая наука более или менее развита1. Особенно заметно это стало в юбилейном году. Трудно даже перечислить все конференции и симпозиумы, которые уже состоялись или еще состоятся в текущем году в самых разных концах света. Примечательно, что Швейцария, родина Жана Пиаже, отмечает юбилей Л.С.Выготского практически наравне со столетним юбилеем своего знаменитого соотечественника. В сентябре в Женеве состоялась конференция, которая в значительной степени была ориентирована на Л.С.Выготского и организована психологами-женевцами, работающими в рамках культурно-исторического подхода (Ж.-П.Бронкарт, Б.Шоули и другими).

Популярность Л.С.Выготского выражается не только в посвященных ему конференциях. Его имя, выражаясь спортивным языком, входит в десятку самых известных имен в истории психологии. Хотя официального рейтинга популярности не существует, но имеется и даже специально отслеживается индекс цитирования в литературе, по которому Л.С.Выготский вполне конкурирует с такими классиками, как Ж.Пиаже, Э.Эриксон, З.Фрейд, Б.Скиннер. Это относится в первую очередь к литературе в области возрастной психологии (психологии развития) и педагогической психологии, хотя и не сводится к этим двум областям. Причем Л.С.Выготского не просто цитируют, его концепция используется как основа конкретно-психологических (теоретических, эмпирических и прикладных) исследований в работах многих психологов во всем мире. Наряду с такими известными “выготскианцами”, как, например, М.Коул, Б.Рогофф и Дж.Верч, в этом направлении работают, без преувеличения, десятки сотен психологов по всему свету. Один пример конкретно-психологических (и очень впечатляющих своей проработанностью и продуктивностью) исследований отражен в сравнительно недавно вышедшей книге “Выготский и обучение: применение в практике и в социоисторической психологии” [6]. К сожалению, сколь-нибудь подробного обзора исследований, разрабатывающих концепцию Л.С.Выготского или берущих эту концепцию за основу, не существует, это задача специального анализа.

Вообще, судя по количеству публикаций, иногда может создаться впечатление, что теория и идеи Л.С.Выготского особенно продуктивно развиваются именно на Западе, в то время как в России популярность культурно-исторического подхода (даже с учетом общего кризиса в российской психологической науке) падает.

За последнее время на Западе также вышло несколько книг, посвященных самому Л.С.Выготскому — его жизни и творчеству. Среди них особенно привлекательны две: Козулин А. “Психология Выготского: биография идей” [6] и Ван дер Веер Р., Вальсинер Ж. “Понимая Выготского: в поисках синтеза” [9]. Они выделяются в первую очередь тем, что значительная часть их объема отдана именно описанию биографии и подробностей жизни Л.С. Выготского (вплоть до детального описания переписки Л.С. Выготского с коллегами и друзьями, обстоятельств его семейной жизни и т.д.). Это примечательно в первую очередь потому, что в России подобный тип анализа считается прерогативой историков науки и поэтому помимо книги М.Г.Ярошевского [4] и брошюры А.А.Леонтьева [1] по степени, детальности уступающих двум названным выше, нет других работ, авторы которых всерьез взялись бы за анализ творческого пути Льва Выготского. Так что психологи-“выготсковеды”, специализирующиеся на анализе такого типа вопросов, нашли свою нишу в рамках именно западной, а не отечественной психологии.

Что касается изучения (и соответственно преподавания) концепции Л.С.Выготского в университетах, то ситуация здесь очень неоднородная, как неоднородно вообще преподавание психологии, значительно варьирующее от страны к стране и даже от университета к университету. Однако с уверенностью можно сказать, что эта концепция включена во многие программы изучения возрастной и педагогической психологии наряду с другими классическими теориями развития. Так, в Германии очень известная и популярная как базовое учебное пособие книга Р. Ортера и Л. Монтада “Возрастная психология” [8] включает в себя достаточно подробное описание ключевых идей Л.С.Выготского (о развитии мышления и речи, о детской игре, о научных и житейских понятиях, о соотношении обучения и развития и т.д.). Кстати, в этой книге вообще неплохо представлены работы других российских психологов, в том числе А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина. Так что не будет преувеличением сказать, что не одно поколение немецких психологов (в данном случае речь идет о западно-германских психологах, ибо в Восточной Германии Л.С.Выготского знали по другим источникам) имеет представление о Л.С.Выготском и его концепции.


http://www.voppsy.ru/journals_all/issue ... 971107.htm

_________________
Людям, не слушающим советов, может помочь только творческая интеллигенция через свои духовные ценности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB