НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 10-05, 02:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Социология как эстетика.
СообщениеДобавлено: 03-03, 04:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 15-02, 03:44
Сообщения: 131
Социология как эстетика
Постановка проблемы. Изменение общества требует и изменения методов его познания. Поэтому мир перемен включает в себя и обновленные способы познания мира.

Распространенной является точка зрения, согласно которой современное общество описывается в терминах постмодерна. Что касается Украины, то о постмодерне можно говорить лишь частично. Пожалуй, только в духовной сфере явственно проявляются черты постмодернизма в Украине. В других же сферах общественной жизни более отчетливо можно различать черты модерного, а в некоторых случаях и традиционного общества. Смешанный характер общества уже само по себе является чертой постмодерна, с его полистилистикой, смешением жанров и отсутствием однородности.

«Постмодернизация» – «постмодернизм» – это пара понятий, которые принято различать. Постмодернизация – это экономический и социальный, процесс, а постмодернизм – это стиль и направление в искусстве. Но искусство обитает не в безвоздушном пространстве. Искусство отражает свойства мира свойствами своих творений. Объясняя произведение искусства, мы объясняем мир. Это классический подход, который был очевидным для литературных критиков 19 века, когда с социологическими концепциями публика знакомилась в статье о новом романе известного писателя.

Так и сейчас постмодернистское искусство, а точнее его интерпретация – ключ к пониманию явлений и процессов постмодернизации современного общества.

Постмодернистский объект, будь это литературное произведение или социальное явление, обусловливает метод его изучения, придает свойства методу.

Обзор источников. Проблемы постмодернизма активно обсуждаются в отечественной и зарубежной литературе. Можно назвать имена украинских социологов В. Бурлачука, А. Ручки, В. Танчера и др., российских социологов Л. Ионина, А. Захарова и др. Среди западных ученых можно назвать Ж. Бодрийяра, М. Фуко, М. Мафессоли, Р. Барта и др. В работах этих ученых анализируются такие черты постмодернистского общества, как многозначность; колебания, сомнения достраивание смысла, игра; деконструкция; децентрирование; полицентризм; деканонизация; неопределенность, культ неясностей, фрагментарность и др.

Целью статьи является обсуждение проблем формирования методологии социального познания современного общества и, в частности, рассмотрение возможностей эстетики для обогащения методологического инструментария социологии.

Близость постмодернизма в обществе и в искусстве обусловлено и тем, что постмодернизм в основном охватывает духовную составляющую общества. Поэтому постмодернистские компоненты в характеристике общества лучше всего объясняются с помощью методологии, предназначенной для литературы и искусства, а именно эстетики. Еще раз проясним свою позицию: для постмодернизма социология выступает как эстетика, как одно из ее проявлений.

Такая точка зрения отнюдь не редка. Так автор статьи о Бодрийяре на одном из сайтов, посвященном его творчеству, прямо заявляет, что «концепция Бодрийяра близка к постмодернистскому искусству» [1]. Действенно и обратное утверждение: методологические подходы, выработанные для нужд анализа общества, могут применяться для изучения произведений искусства. Тот же автор утверждает, что «концепция симулякра Бодрийяра, обращена непосредственно к новейшему искусству». В «Символическом обмене» Бодрийяр уже не особенно и дифференцирует предмет своих рассуждений: он одновременно говорит и об обществе и об искусстве [2, с. 332–337]. Особенно это проявляется в главе о поэзии. Напомним, что эта глава включена в книгу по социологии современного общества. Дело в том, что Бодрийяр говоря о поэзии, имеет в виду анализ общества. И наоборот, говоря об обществе, Бодрийяр раскрывает сущность современной поэзии и, шире, искусства. Бодрийяр перенес концепцию симулякра из сферы чистой онтологии и эстетики в описание современной социальной реальности. Понятие симулякра, которое является хорошим примером социологического концептуализма, использовал еще Платон, а в новейшей философии Ж. Делез. Бодрийяр переосмыслил это понятие в духе своей радикализации гипотез.

Российский исследователь постмодернизма Л. Ионин отмечает: «Симулакр – свидетельствует о нехватке, дефиците натуры и культуры. Утрачивается принцип реальности вещи, его заменяют фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся и концептуальное искусство)» [3, с. 14].

Именно концептуальное искусство лучше всего проявляет связь социологического и эстетического в постмодернизме. Остановимся подробнее на раскрытии этого тезиса.

Концептуализм – это разновидность искусства модернизма, сложившаяся в конце 1960-х гг. и поставившая своей целью переход от создания художественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения «художественных идей». Произведения концептуализма – безличные графики, диаграммы, схемы, формулы, перфоманс, акционизм и др. Концептуализм – эстетическая концепция, предполагающая создание искусственных ментальных миров и эстетическое отображение отношений идей. Концептуализм имеет дело не с обычным и привычным предметным миром, а с миром художественных фантазий. Однако эти фантазии, безусловно, связаны с реальным миром, но в некоем снятом виде, подспудно. Зачастую концептуализм является иронической инверсией реальности. Необходима мера отстраненности от созданного искусственного концептуального мира и включенности в него, которая позволяет формулировать и запечатлевать идеи в текстах. [4].

В Украине к концептуализму, наверное, можно отнести некоторые аспекты творчества Юрия Андруховича, авторов журнала «Четверг», членов группы «БУ-БА-БУ». Безусловно, можно найти концептуалистов где-то в Ивано-Франковске или Киеве. Однако, очень мало конкретной информации о творческой жизни украинских концептуалистов. В России же сложилось еще в 80-е годы устойчивое творческое движение Московской школы концептуалистов, чья деятельность отражена в многочисленных публикациях [5].

Социологи полагают, что акции концептуалистов – это одно из проявлений постмодернистского характера современного общества. В частности, «благодаря перфомансу переход от искусства к жизни становится либо незаметным, либо вовсе несуществующим. Противоположность настоящего и искусственного исчезает» [3, с. 14].

Концептуализм обладает имманентной социальностью, что дает основание его теоретикам утверждать, что «социология может рассматриваться как частная дисциплина современной эстетики» [5].

Социологический концептуализм как методология социального познания имеет дело не с социальной реальностью, а с идеями социальной реальности. Сама социальная реальность является лишь исходным импульсом, провокативным поводом, источником тем и проблем для социологического концептуализма. Для него рассуждения мало соотносятся с реальностью. Но это и не является его целью. Это искусство на социологическом материале. Поэтому оценка должна быть эстетическая.

В рамках социологического концептуализма мышление осуществляется социологическими образами, когда отдельное социальное явление формируется как образ и художник работает с идеями-образами, играет с ними, смотрит что с ними происходит, если распространить частную идею на всю систему. Согласно Бодрийяру «радикализация гипотез является единственно возможным методом» [2, с. 340].

Ученый-художник, мыслящий в категориях концептуализма, играет с наукой, создавая паранаучные тексты, некую парасоциологию. Подобно тому, как в художественном концептуализме исчезает искусство, в его традиционном понимании, так и в социологическом концептуализме исчезает наука, в ее традиционном понимании. Социолог – постмодернист по определению не может быть слишком серьезным. Тотальная ирония постмодернизма переносится и на метод социологии, который не может не содержать иронического компонента. Метод социологического концептуализма, согласно которому тенденции абсолютизируются, пронизан иронией.

Надо сказать, что сам концептуализм является своеобразным языком. Как объясняют задачу концептуализма его теоретики, концептуализм стремится изучить соотношение реальности и наименования этой реальности [6]. Сама реальность тоже называется, но собственным языком, вернее соответствующей ей системой символов и значений. Получается, что на самом деле сопоставляется не реальность и ее наименование, а язык, репрезентирующий реальность и язык, репрезентирующий наименования, обозначение (некое второе существование реальности в обозначении, описании, назывании и т.д.). Причем задачу такого сопоставления концептуализм решает художественными методами, или методами, которые имеют эстетический статус, художнический смысл. Произведения концептуализма не выполняют традиционных функций искусства: созидать прекрасное, развлекать и т.п. У концептуализма есть амбициозные задачи формировать некий метауровень репрезентации реальности и искусства, на котором они неразличимы. Исходя из его эстетики, «при сопоставлении разных планов сталкиваются не реальность и язык, а разные языки, один из которых призван замещать реальность». [6].

Язык обладает множеством функций. Так, он может выступать как совокупность художественных средств выражения эстетики концептуализма; как язык описания акции, ее названия, наименования антуражей и т. д.; как язык общения по поводу концептуалистских акций. На эту последнюю функцию языка и следует обратить внимание. В социологическом контексте интерес к языку как способу коммуникации рассматривается в русле теорий, связанных с символическим интеракционизмом.

В концептуализме сам язык общения наполнен множеством символов с заранее определенными конвенциональными значениями, является частью художественного пространства, т. е. частью эстетики концептуализма. Здесь сфера эстетики и социологии совпадают. Социология поясняет механизм формирования социальности с помощью языка, а концептуализм сам процесс функционирования языка рассматривает эстетически, придавая ему художественный смысл.

Постараемся наложить и совместить оба пласта объяснений одного явления: эстетический и социологический. Возникает вопрос о приоритетности, что важнее, значимей. Можно, конечно, свести к простой отговорке, что для социологов – важнее социология, а для концептуалистов – художественное. Но, исходя из понимания концептуализма, в контексте социологии постмодернизма, справедливости ради, наконец, мы должны признаться, что концептуализм шире социологии. Он воспримет социологическую интерпретацию, поглощая ее как художественный текст. Социология же, если это не концептуалистская социология, не может принять в свое лоно концептуалистскую интерпретацию языка своих художественных интеракций.

Социология концептуализма может рассматривать концептуализм в языке академической науки и не вовлекаться в художественное пространство концептуализма. Разобраться в социальной природе концептуализма вполне достойная и интересная творческая задача, и думается она найдет своего автора.

Нас здесь интересует другое – концептуалистская социология или социологический концептуализм.

Концептуалистская социология может рассматриваться как разновидность эстетики и рассматриваться двояко: как художественный текст и как социологический, в его постмодернистском контексте. В этом случае социологический текст подчиняется логике концептуализма и интерпретируется эстетикой концептуализма. Такое и должно быть к нему отношение. Если не понимать этого, то тексты концептуалистской социологии могут восприниматься неадекватно, без необходимого понимания имманентной иронии заложенной в них, как результат художественно-научного воображения (фантазии). Когда силой этого воображения ученый-художник сам творит социальный объект из результатов абсолютизации различных тенденций реального общества и сам интерпретирует его, этот несуществующий объект, вернее существующий как концепт, идеально, виртуально. Если читатель знаком с эссе Бодрийяра «Прозрачность зла», он поймет о чем идет речь.

Одним из методологических подходов, позволяющих социологически интерпретировать опыты акционистов – это этнометодология. Система опытов под общим названием «гарфинкелинг» очень напоминает перфомансы и акции. В свою очередь акции можно понимать и интерпретировать как «гарфинкелинг».

Социолог-концептуалдист стремится понять общество не в терминах рациональной логики, а, подбирая метафоры, чтобы раскрыть ощущение общества и отельных его явлений. Вот почему Бодрийяр использует десятки метафор, чтобы охарактеризовать массу в своем эссе «В тени молчаливого большинства». Общество для Бодрийяра отсутствует, что дает ему основание заявлять о конце социологии, как науке об обществе. Социология в классической ее форме, по мысли постмодернистов, является наукой об обществе модерна, в постмодерне социология теряет свой объект. На наш взгляд, в постмодерном обществе социология не исчезает, а преобразуется в метаэстетическую теорию.

Искусство, как известно, это мышление в образах. Далее, согласно утверждению постмодернистской философии, реальность тождественна тексту. Для социологии это положение развивал Р. Коллинз, который считал возможным понимать общество как дискурс [7, с. 52]. Поэтому логично рассматривать действительность по аналогии с произведением искусства. Это соображение позволяет обосновать применение средств, используемых для интерпретации произведений искусства, и для анализа общества.

Выводы. Социология как эстетика конституируется для нужд объяснения постмодерного общества. Характер науки задается характером общества. Причудливое сочетание науки и искусства в концептуалистской социологии отражает парадоксальное сочетание рационального и иррационального в современном обществе. Магическая эпоха для своего понимания требует магического языка, который формируется на стыке социологии и эстетики.


http://kataev.iatp.org.ua/rus/19/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB