НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 11-05, 00:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мир человека и человек в мире.
СообщениеДобавлено: 03-03, 05:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 15-02, 03:44
Сообщения: 131
Мир человека и человек в мире: существо разумное (homo sapiens), сущеcтво производящее (homo faber), существо играющее (homo ludens) или существо прекрасное (homo pulcher)

Прежде, чем рассматривать различные стороны человеческой жизни с точки зрения эстетики, попытаемся проанализировать представления о человеке, которые накопились за долгую историю развития человечества, поскольку в этих представлениях отражены основные стороны его индивидуальной и общественной жизни.

Самым распространенным и известны представлением о человеке является положение о том, что человек есть существо разумное (homo sapiens). Появилось оно раньше других представлений о человеке потому, что начинавшему изучать свою историю человечеству надо было выделиться из природного мира, чтобы строить свои взаимоотношения с ним, и отделить себя от всех других живых существ. Кажется, последнее обстоятельство сыграло главную роль, так как еще Аристотель (384 - 322 год до н. э.) - величайший философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, выделил человека из всего живого мира, не объяснив при этом, что же такое человек как обладающее разумом существо, - ответить на этот вопрос до сих пор не смогла вся мировая философия. Даже высказывание французского философа Рене Декарта (XVII в.) "Я мыслю, следовательно, существую", подтверждающее исключительное значение разума для определения места человека в мире, не определило его сущность.

Наличие разума обеспечило человеку возможность, приспосабливаясь к условиям мира, использовать окружающие его предметы в качестве примитивных орудий труда и быта, совершенствовать их; постепенно осознавать свое отличие от других живых существ; объединяться в сообщества, чтобы добывать себе и членам сообщества все необходимое. Может быть, и потому столь высоко с глубокой древности человек ценил свой разум, что именно он в конце концов освободил его от постоянной, ежедневной необходимости заниматься добыванием средств к жизни. Благодаря наличию разума человек создавал все более сложные, а значит, более производительные орудия труда. Этому способствовали его природное стремление к постоянному движению, совершенствованию, а также постоянно развивающиеся память и способность восприятия целостных картин, образов, действий, приводящих к наибольшему успеху с меньшей затратой усилий и сил.

Правоту последнего утверждения можно доказать хотя бы тем, что ребенок во время игры часто использует один и тот же предмет для разных целей, придавая ему свойства живых существ, машин и всего, что наделено способностью двигаться. При этом не имеет значения, намеревается ли ребенок что-то запомнить или что-то использовать в следующий раз - в его памяти уже образовались какие-то "узелки", которые помогут ассоциировать данную ситуацию с более или менее похожей, а может, и прямо противоположной. Важно одно: ум человека развивается не только в процессе осознанных действий, но и на подсознательном уровне присутствия в мире, взаимодействия с миром, особенно на подсознательном уровне самопогружения в себя, даже отождествления себя со всем, что встречается на его пути. Это соответствует восточной философии дзэн-буддизма: "Чтобы познать цветок, нужно стать им, цвести, наслаждаться солнечным теплом и перестуком дождя. Когда я достигну этого, цветок раскроется мне, заговорит со мной, но на своем собственном языке". Разве дети не так поступают, во время игры? Они представляют себя цветком, машиной, пароходом и т.д. Философия дзэн постепенно подготавливает взрослого человека, пытаясь научить его использовать свои неосознанные возможности (ребенок использует их спонтанно).

Многое из этих ощущений знакомы и взрослыми людям, не постигшими тайны дзэн, но находиться постоянно в состоянии дзэн мы не умеем. А ведь это состояние предоставляет богатые возможности пробуждать в себе интеллектуальные способности, органично связанные с процессами совершенствования, гармонизации и погружения в красоту. "Вместе с сокровенным постижением цветка, - утверждает восточная философия, - я раскрою все секреты Вселенной, включая тайны собственного Я, которые в обычной жизни ускользают от нас... Познав цветок, я познаю и себя". Не трогайте ребенка, когда он погружен в созерцание чего-то, занят каким-то делом или просто задумался, не смейтесь над ним, ибо вы в таком случае смеетесь над собой - ребенок умеет "погружаться в раздумья" и делает это чаще, чем взрослый человек, которому обычно некогда, и который разучился это делать.

"Погружение в раздумья" основной и самый эффективный способ умственного развития, следующий этим после выработки способности и привычки представлять себя каждый раз новым предметом в игровой ситуации. Такое постижение мира своего Я дзэн называет волящим или творческим. Человек, находящийся в волящем и творческом состоянии, воспринимает жизнь как единое целое, а не как мозаику из кусочков разрозненных и абстрагированных знаний, и есть по сути эстетическое постижение мира, запечатлевающее в сознании человека целостные представления, образы материального и духовного мира. На этом и зиждется бытующее в странах Востока, да встречающееся и на Западе, что не все люди могут стать учеными, но все могут быть художниками - не в буквальном смысле, а художниками собственной жизни. Стремление человека решить огромное количество проблем практических, утилитарных * (* утилитарность - польза, выгода) проблем нередко не дает ему возможности почувствовать себя художником жизни и ощутить от этого удовольствие. Прагматизм ** (** Сосредоточение внимания на том, что дает полезные результаты. - прим. авт.) и утилитарность взаимодействий с миром не оставляют многим людям времени для самопознания, углубления в себя, постижения своего Я, а значит, и возможности стать художниками собственной жизни.

Следовательно, играя огромную роль в жизни человека, разум вместе с тем во многом и ограничивает ее. Вы, ребята, наверное знаете людей, о которых говорят: "Это одержимый человек, он знает только свое дело и ни о чем другом слышать ничего не хочет". Действительно немало людей, вся жизнь которых подчинена одной идее, одной проблеме или одной страсти. Хорошо, если эта идея благотворна. Но если человек одержимый идеей неутолимой наживы, власти над людьми, не говоря уже о таких пороках, как проблема алкоголя и наркотиков, которые лишают его воли, он не сможет стать ни творцом, ни художником жизни. Кроме того, всякая идея, даже самая возвышенная, но не соприкасающаяся с реальной действительностью, рано или поздно становится ограниченной, абстрактной. Служение только этой идее препятствует раскрытию всех творческих сил и возможностей человека, делает его жизнь скучной и однообразной, и является даже пагубным не только для самого одержимого идеей человека, но и для многих его современников. Примером может быть хотя бы идея создания общества всеобщего братства, равенства и свободного проявления человека, т.е. коммунизма - сколько одержимых людей, руководствуясь прекрасными стремлениями и желаниями, отдали свои жизни построению этого общества! А что из этого получилось? Вместо равенства, свободы, братства, всеобщей справедливости и благоденствия - множества загубленных жизней и талантов...

Одержимые люди нередко не замечают бесчисленное количество реальных жизненных идей, противостояние которым ради защиты может нанести непоправимый ущерб. Например, попытка ввести в школе преподавание Закона Божьего потерпела крах, поскольку и не может быть школы, где бы учились представители лишь одного Вероятно, наличия одного разума еще недостаточно для определения понятия "человек".

По мнению многих мыслителей прошлого, особенно непримиримых материалистов, человека разумного дополняет человек - существо производящее (homo faber). К сожалению, из многообразия значений латинского слова faber философы выбрали лишь одно - производитель, причем почему-то только материальных продуктов и ценностей. А ведь данное слово переводится как: "мастер", "ремесленник", "художник", "творец", "создатель". Все эти значения и определяет ипостаси человека, поскольку в деятельности мастера, ремесленника, особенно творца и художника в разном соотношении взаимодействуют разум, чувства и воля, определяющие в совокупности разнообразные способности человека. Разумеется, человек в первую очередь обеспокоен добыванием средств к существованию. Поэтому он пытается заимствовать у природы какие-то орудия труда и продукты питания (охота, рыболовство, бортничество, сбор дикорастущих плодов, ягод, корнеплодов и т. п.) либо выращивать овощи и фрукты. Человек начинает заниматься земледелием, а потом и скотоводством. На протяжении веков он создавая новые сорта злаковых и других растений, продуктивные породы скота, одновременно решая вопросы наиболее эффективной переработки и хранения полученных продукты и создавая емкости разного назначения. Процесс их создания требовал совершенствования способов производства, а значит, и совершенствования своих возможностей с помощью метода проб и ошибок, подразумевающего создание нескольких вариантов одной модели и выбор наиболее оптимального из них.

Именно поэтому "faber" в переводе с латинского - это скорее мастер, ремесленник и художник, творец, и только потом созидатель и производитель. В XIX и XX веках производство стали понимать упрощенно: поставить или закрепить заготовку и нажимать на педаль или кнопку. Но конструкция станков, машин, приборов, технология обработки заготовок, да и сами заготовки - были придуманы и изобретены мастерами, творцами. Производство - это только конечная операция процесса получения продукта, однако ее-то и возвели в ранг определяющих, в том числе и структуру общественных отношении, в частности взаимоотношений производителей продуктов и их владельцев.

Это одностороннее упрощенное понимание производства как первопричины взаимодействия людей на основе имущественных, собственнических отношений. Разумеется, без ручного труда человек никогда не сможет обойтись, ибо любые самые совершенные машины, приборы, станки, технологические линии создаются руками, которыми руководит разум человека, опирающийся на знания. Разум доводит движения рук до автоматизма, что, в свою очередь, представляет разуму возможность творческой работы, поиска вариантов создания все более совершенных машин, станков, оборудования, приборов, технологических линий и процессов, выпускающих все более совершенные продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей.

Каждое поколение людей проходит минипроцесс развития человечества, за годы от младенчества, до окончания вуза, техникума, ПТУ. Старшие передают подрастающему поколению свои опыт, знания, умения и навыки, чтобы каждый человек выполнил предназначенную ему самой жизнью роль мудреца, творца, созидателя и производителя.

Человек существо играющее (homo ludeus). Итак, XVIII в. в науке о человеке появился термин "человек-созидатель", преобразованный в XIX в. в другой термин - человек-производитель. Эта метаморфоза объясняется тем, что в XIX в. главной задачей было производство как можно большего количества машин, станков, оборудования и продуктов в связи со стремительным развитием капитализма. Поскольку потребности людей возрастали, развивалось производство разнообразных товаров, удовлетворяющих эти потребности. Понятно, что термин "человек-созидатель" более приемлем для проведения четкой грани между ним и другими представителями животного мира, но индустриальный XIX в. отдавал предпочтение другому термину - "человек-производитель".

А вот в XX в. было сделано заключение, что этих двух терминов, подчеркивающих специфические особенности человека, недостаточно, чтобы иметь более определенно выделить его из животного мира, поскольку именно человеку присущи нехарактерные для других живых существ любая деятельность человека является игрой. Широко известно выражение Уильяма Шекспира "вся жизнь - театр, а люди в ней актеры". Эта же мысль прослеживается и в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жака Расина, испанцев Феликса Лопе де Вега и Педро Кальдерона, немецких философов и поэтов Иоганна Гете и Фридриха Шиллера, русских писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского. Однако общефилософская точка зрения на игру появилась лишь в 30-е гг. XX в., когда нидерландский философ Йохан Хейзинга призвал считать человека существом играющим, введя термин "человек играющий", и философски обосновав его. Его книга "Homo Ludens" ("существо играющее") издана в России в 1992 г.

Игра - важнейшее средство культурно-эстетического развития человека, который любит играть в любом возрасте в отличие от животных. Известно, что и человеку, и животному, находящемуся в младенческом возрасте, свойственно стремление к игре, которая с биологической точки зрения является средством подготовки их к жизни, средством адаптации к условиям существования, средством укрепления и развития наследственных форм поведения. Но ведь известно, что инстинкт всегда проявляется спонтанно, естественно и не требует упражнений, способствующих его проявления - он заложен природой и все равно проявится, ибо в противном случае живое существо не сможет приспособиться к жизни. Значит, игра есть форма проявления избытка жизненных сил, которые животные бескорыстно расходуют в процессе игры, доставляя себе этим удовольствие. Очевидно, что детенышей животных привлекает и элемент новизны, поскольку в игру невольно вовлекаются пока неизвестные им предметы, игра с которыми может развить некоторые навыки, необходимые при добывании пищи. Многие, наверное, видели как кошка или лиса, поймав и слегка придушив мышку, играет с ней, прежде чем приступить к трапезе. Однако сколько бы не накапливалось наблюдений биологов-исследователей за поведением детенышей животных, единой точки зрения на природу и функцию игры у животных до сих пор не существует.

Что же касается точки зрения на природу и функцию игры применительно к человеку, то существует твердое убеждение, что она необходима для его творческого и эстетического развития. По мнению Ф. Шиллера, вне игры не может состояться совершенствование личности, вне игры невозможно добиться гармонизации всех взаимодействий человека с миром и осознать красоту окружающего. Именно Шиллеру принадлежит утверждение, что красота спасет мир, впоследствии уточненное Н. К. Рерихом: не красота, а эстетика, проникновение ее в мир человеческих отношений спасет мир. Шиллер доказывал, что мир красоты, эстетики человек может познать только посредством игры, развивающей его умственные и физические возможности. Согласившись с этим, можно добавить, что едва ли не главным для познания эстетики является развивающаяся в процессе игры чувственность, создающая основу для умственной деятельности.

Дело в том, что основу культурно-эстетической деятельности человека составляет творчество, которое и представляет собой прежде всего игру его развитых и развивающихся творческих сил: только в процессе творчества осуществляется движение не только от простого к сложному, но и от простого к еще более простому. Иными словами, в творчестве совершенствуется все, что уже известно человеку, что им создано, что в какой-то мере удовлетворяло и еще удовлетворяет его потребности. Однако человек стремиться к чему-то новому, более интересному, гармоничному, а в конце концов - прекрасному. Человек - единственное из живых существ, которое окружающие его предметы или явления могут удовлетворять лишь в течение короткого времени; поскольку каждая удовлетворенная его потребность почти сразу рождает новые потребности. Но для удовлетворения новых потребностей требуются и новые предметы - всегда придумывает человек, который применяет имеющиеся у него знания, добавляет и новые знания и навыки.

Главное в том, что человек перед созданием чего-то мысленно представляет все возможные варианты действия и решений, призывая на помощь свои чувство, воображение и разум. Сохранившиеся на стенах пещер - обиталищ человека схемы и свидетельствуют о том, что, готовясь к охоте, человек разрабатывал планы и схемы расстановки охотников на возможных путях движения животных к водопою, пастбищам, местам отдыха и т. п. В процессе детских игр ребенок манипулирует с различными по форме, пластике, расцветке предметами, развивая зрение, осязание, обоняние, вкус хватательные, двигательные способности, получая запас цветовых, пластических и звуковых впечатлений запоминая названия, т.е. формируя свой словарный запас. Все, что делает ребенок до 6 - 7 лет - это игра его природных задатков и дарований, создающая основу для развития творческих способностей, направленность которых определяется социальными условиями его настоящей и будущей жизни.

Игра, рассмотренная в любом аспекте, - как развлечение, как факт духовной жизни, как обязательный элемент творчества, как способ уйти от "обыденной" жизни, как религиозный обряд, игра как праздник или праздник как игра и т.д. - во всех случаях свободная деятельность, т.е. свободное и бескорыстное (причем самое интенсивное) проявление участвующими в ней людьми своих чувств. Вспомните, в какое неистовство приходят болельщики, наблюдая за игрой в футбол, хоккей, баскетбол и т. п.! Как веселы и жизнерадостны бываю люди, присутствующие на массовых празднествах и представлениях! Если бы можно было составить каталог игр, начиная с эпохи развития человечества, он наверняка, занял бы по своему объему первое место в "Книге рекордов Гинесса".

Игра настолько естественно органично вошла в жизнь человека, что стала неотъемлемой частью политики, правосудия, науки, искусства, военных действий, образования и других сфер человеческой деятельности.

Человек - существо прекрасное (homo pulcher). Почему человек как существо прекрасное рассматривается нами лишь в конце определения основных качеств, достоинств и отличий человека от всех живых существ? Потому ли, что процесс создания представления о нем оказывается слишком замедленным? Потому ли, что качество, определяемое словом "прекрасное" проявилось в нем позже всех его других качеств? Потому ли, что этого качества труднее всего достичь? А может потому, что природа не наделила человека теми силами, стремлениями, надеждами и желаниями, которые необходимы, чтобы он мог называться прекрасным? На все эти вопросы можно ответить и положительно, и отрицательно. Однако природа проявила щедрость, наделив человека в отличие от животных врожденным стремлением к красоте, о чем мы говорили в самом начале наших занятий.

А может ли человек стать прекрасным, не используя силу, гибкость, изобретательность, мудрость разума и способность созидать? Не есть ли человек прекрасный - квинтэссенцией человеческого разума, созидательного начала, игрового выражения всех его чувств, определяющих в конце концов совершенство и гармоничность всех его взаимодействий с миром природы, людей и собственным миром?

Эти вопросы всегда волновали людей. Все древнейшие письменные источники и древняя философия (Индии, Китая, Греции, Рима) попытались определить, в каком случае человек достигает нирваны становится известным "всей Поднебесной" - обретая мудрость, уравновешенность и красоту или становясь сильным, смелым и мужественным? Независимо от ответа на этот вопрос, согласно каждой философии путь к человеку прекрасному является самым долгим и самым трудным.

Почему же люди, зная по опыту предыдущих поколений о трудности и неисповедимости восхождения к Олимпу Прекрасного, продолжили идти по этому пути? Очевидно, не только потому, что их привлекал этот сияющий идеал, постоянно воплощаемый в искусстве разных эпох, создающем разнообразные статуи Мадонны, Афродиты, Венеры, Аполлона и т.д., в эталонах и канонах красоты, но и потому, что присущее человеку природное стремление к красоте не позволяло ему успокоиться на достигнутом, заставляя постоянно стремиться к еще более совершенному, гармоничному и прекрасному.

Поистине нет в мире силы, способной уничтожить стремление человека к красоте. Даже самые никчемные, казалось бы люди испытывают это стремление - вспомните отца Сонечки Мармеладовой из "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского, героев рассказов А. П. Чехова, пьесы А. М. Горького "На дне".

Однако, не само по себе природное стремление человека к красоте выделяет его из животного мира, а его способность почувствовать, понять, осознать это качество, выявить его в себе и развивать по мере обогащения своего жизненного опыта. На основе стремления человека к прекрасному, находящегося на вершине пирамиды всего сущего, древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н. э.) создал философскую систему, в том числе философию прекрасного. А греческий философ Плотин (204 - 270 гг.) был убежден, что человек, может сделать свою жизнь благостной, добродетельной и прекрасной, только познав и поняв себя. Возможно, философия дзэн-буддизма, о которой мы упоминали, основана не столько на восточном, сколько на европейском понимании сущности человека и рассмотрении его возможностей сделать свою жизнь эстетически прекрасной. Известная фраза из трагедии "Антигона" Софокла - сейчас стала афоризмом.

Дзэн-буддисты сформулировали требование к каждому человеку - "стать художником своей собственной жизни". Согласно их рассуждениям, человек наделен врожденным стремлением к красоте, а его тело есть не что иное как материал, соответствующий холсту, дереву, глине, мрамору или металлу, из которых скульптор делает прекрасные скульптуры, флейте или виолончели, на которых играет музыкант, вокальным данным певца, он используя свое тело, мысли, чувства, эмоции, реализует свой творческий потенциал в процессе общения, во всех формах деятельности и в итоге становится художником своей жизни. Конечно, требуется огромные усилия, чтобы создать свое собственное Я и занять только тебе предназначенное место в мире.

Вот здесь и обнаруживается, что человек прекрасный - наиболее социальное существо, ибо стремясь стать художником своей жизни, человек - разумный, человек-созидатель и человек-играющий реализуют все свои лучшие качества, заложенные природой, если они востребованы обществом. В связи с этим становится понятным, сколь губительной оказывается для человека давящая, гнетущая, убогая жизнь, лишенная нравственных устоев, норм и привычек. Подозрительность, доносительство, неискренность, лживость отношений в обществе, основанном на страхе, угнетении и бесправии людей, лишает человека многих возможностей сделать свою жизнь эстетически прекрасной. В лучшем случае этого можно достигнуть, предпочитая затворничество, изоляцию от общества, однако при этом человек лишается богатства и разнообразия жизни и (что самое главное) собственная жизнь может показаться малоинтересной и скучной. Это будет лишь существование, прозябание, но не творческая, интересная, богатая впечатлениями, деяниями, духовными прозрениями жизнь.

Великий немецкий философ И. Кант, рассматривая процесс совершенствования человека, начал с логического его совершенства, затем физического, нравственного, и, заключительнвым этапом этого процесса он считал эстетическое совершенство человека. Только, пройдя все этапы совершенствования, человек реализовал себя как художник собственной жизни.

Рекомендации для учителей.

Может быть, в результате этого занятия ребята осознают, что каждому из них присущи имеются значительные творческие потенции разумного, созидательного, игрового и эстетического характера и сами захотят стать художниками собственной жизни, обратившись к опыту мудрецов прошлых эпох. Во всяком случае совместное творческое обсуждение данной темы заставит их задуматься - возможно с этого и начнется их процесс самопознания.

http://www.philosophy.ru/edu/ref/kiasch/estetzh.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB