НИП РФ (Научно-идеологическая партия РФ).

Цель партии: сделать Россию демократической страной.
Текущее время: 10-05, 20:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Определение быта и эстетики быта.
СообщениеДобавлено: 03-03, 05:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 15-02, 03:44
Сообщения: 131
Определение быта и эстетики быта.

Итак, на предыдущих занятиях мы приблизились к храму под названием "эстетики". Теперь нам предстоит войти в этот храм и, запастись впечатлениями от тех таинств, которые могут встретиться. Поскольку этот чудный храм находится в еще более грандиозном и величественном храме под названием "Жизнь", мы приобщимся, может быть, к некоторым тайнам жизни.

Прежде всего следует уяснить, что такое быт в чувственном, умственном и волевом проявлениях. В повседневном обиходе слово "быт" означает обыденную жизнь, не связанную с общественно-полезной деятельностью человека, сферу жизни, через которую каждый человек входит в жизнь, в мир людей. Быт - это материальные условия жизни людей, т.е. среда, в которой протекает основная часть жизни человека происходит удовлетворение его материальных потребностей. В быту человек готовит пищу, заботится о своем здоровье и здоровье близких ему людей, о воспитании, обучении детей, передаче им своего опыта и опыта предшествующих поколений, осваивает большую часть духовных благ, культурных ценностей, общается с родными, близкими, приятелями, друзьями, развлекается, созерцает природу и собирает ее дары, изготавливает и использует различные необходимые для жизни предметы, делит с близкими людьми все радости и горести жизни и т. д.

Поскольку ребенок начинает познавать мир находясь в бытовой среде, к ней предъявляется прежде всего эстетические требования. Вся атмосфера домашней, семейной жизни влияет на пробуждение и формирование чувств ребенка. Известно, что детское восприятие значительно отличается от восприятия взрослого, поэтому разработаны определенные требования к оформлению комнаты, в которой находится ребенок, к цветовому, пластическому решению стен, мебели, игрушек. От качеств игрушек и предметов, окружающих ребенка, во многом зависит его реакция на чувственное богатство мира, а также объем и качество чувственной информации, усвоенной им. Более 90% всей информации человек получает посредством зрения, 6% -слуха и 4% -обоняния, вкуса и осязания, поэтому предметы, предназначенные для развития каждого органа чувств, должны соответствовать своему предназначению.

Еще в местах обитания первобытного человека были найдены предметы, которые не годились для утилитарных целей и могли использоваться только в качестве игрушек. Создавая из дерева, камня или глины фигурки человека или животных, первобытный человек знакомил ребенка с миром, в котором ему предстояло жить. И в современном обществе с помощью игрушек, сказок стремятся облегчить ребенку понимание законов бытия.

Изучение воздействия света, цвета, звука и формы на физиологию, психику ребенка, развитие его чувств дает возможность создателям предметов, предназначенных для детей, придавать этим предметам высокие эстетические качества.

Бытовая среда не только, пробуждает, но и развивает чувственность ребенка. В семейной бытовой обстановке особенно остро воспринимаются события жизни каждого члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.

Основную часть свободного времени человек проводит в бытовой среде, какую бы активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Для большинства людей - это прежде всего активная и напряженная чувственная жизнь, которая разделяется на три потока: первый из них - это информация, воспринимаемая неосознанно, задевая или не задевая чувства; второй поток - информация, которая оказывает сильное воздействие на чувства, порождая чувственную активность личности и соответствующие реакции и поступки; третий поток - чувственная информация, требующая активного осмысления и вызывающая поэтому активную и напряженную работу мозга; причем это может происходить и во время активных, целенаправленных наблюдений за какими-то явлениями природы, и во время, казалось бы, спокойного созерцания мира или при самосозерцании, когда человек пытается разобраться в своих чувствах.

Особые возможности для разносторонней чувственной жизни появляется у человека при общении с природой. Почти всегда во время прогулок по лесу, берегу моря, горных прогулок и т.д. человек может столкнуться с чем-то неожиданным и неизвестным, что может взбудоражить чувства, вызвать какие-то образы, ассоциации, о чем-то напомнить, а в результате изменить всю жизнь человека, оказать влияние на многие его решения.

Если бы человек задумывался над ролью чувств в повседневной жизни он, возможно, внимательнее относился бы ко всему, что его задевает, заставляет волноваться, нагоняет тоску или, наоборот, придает силы, вызывает активность; он прислушивался бы к своим чувствам, а значит, силы лучше контролировать свои поступки и мысли.

Если человек живет в свободном обществе, предоставляющем ему права и возможности выбирать род деятельности, соответствующий его предназначению, природным задаткам и дарованиям, которые он распознал, его чувственная жизнь естественным образом перерастает в жизнь интеллектуальную, постигающую мир и эстетически его осмысливающую. В быту его разум будет сосредоточен на решении житейских проблем, проблем воспитания и обучения детей, заботах о друзьях и близких людях, а также на собственном интеллектуальном развитии, постоянном духовном обогащении, осмыслении пережитого, планировании будущей жизни, воплощении собственных мечтаний, надежд и стремлений. Чувства чаще всего определяются подсознательными влечениями, иногда неудобствами, дискомфортом и надежды, стремления и желания лишь начинают формироваться. Однако наступает момент, когда с ними уже нельзя не считаться, надо установить их значимость и возможные последствия, в случае их реализации.

Да и жизнь все время рождает новые проблемы: меняемся мы, растут дети, происходят грандиозные изменения в стране и во всем мире, появляются новые предметы, совершенствующие наш быт, обогащающие наши потребности и возможности их удовлетворения, открывающие новые формы общения с миром... Разве не может оказать влияние на чувственное и умственное развитие тот факт, что ныне практически каждый получил права и возможности посетить любой уголок земного шара? Теперь можно не только прочесть о каких-либо достопримечательностях, но и увидеть их воочию, познакомиться с культурой других народов, другими укладами жизни. Надо осознать, и что движение от чувств к мысли, от мысли к действию - не однонаправленно, многообразно, и, приложив усилия, добиться результата и затем прочувствовать его.

В этих ситуациях на первый план выступает волевая сторона быта. Даже ощущая все богатство и разнообразие быта, в том числе и эстетическое, постигая многое из этого богатства и разнообразия, о многом мечтая, ко многому стремясь, ничего нельзя получить при отсутствии воли при выборе цели по ценностным критериям и усилий для ее достижения. Воля - одна из важнейших характеристик человека, поскольку чувственные устремления и умственные достижения она переводит в действие, воплощающее в жизнь мечты, надежды и стремления. Воля так органично связана с нравственностью личности, что чувственное желание и умственное усилие и решение не принимаются к исполнению, если выбранные цель и пути ее достижения не соответствуют нравственным принципам личности. Если же выбрана ценностно значимая, добродетельная цель, "хочу" и "могу" личности подчиняются понятию "надо". В этом случае воля подчиняет себе слабости личности, предупреждает ее нерасчетливые действия. Воле личности противостоят сомнения, леность, нерешительность - многие люди формулируют идеальные цели (вспомните хотя бы Обломова из романа И. А. Гончарова "Обломов"), но воплотить их в жизнь не могут именно из-за отсутствия воли. Существует масса и таких примеров, когда воля отдельной личности и даже целых народов сталкивается с волей властного режима, который лишает человека возможности чувственного, умственного и волевого развития и действия не только в производственной и общественной деятельности, но и в быту.

Результатом этого являются убогий, нищенский быт, приземленные интересы и несбыточные, утопические идеалы, что было свойством советским людям, в течение многих лет живших в условиях тоталитарного режима, унижающего человеческое достоинство. Но история человечества не раз доказывала, что воля и решимость целеустремленных людей, объединенных идеей свободы и демократии, сметала в конце концов все преграды и выводила на путь эволюционного творческого развития. Ваши, ребята, дедушки и бабушки могут рассказать вам о том, что воля и труд человека действительно творят дивные дела, но и мерзостей творят немало, если воля, выбравшая недостойные цели и средства, направляет людей на действия, противоречащие человеческим принципам и нормам.

Быт требует от человека проявления разнообразных чувственных, умственных и волевых усилий, способностей и возможностей. Ведь человек, как правило, обустраивает свой быт, создавая такую среду обитания, которая соответствует его характеру, склонностям, вкусу и потребностям. Многообразие человеческих характеров, темпераментов, склонностей, вкусов, стремлений и желаний обуславливает многообразие быта. Предметы, составляющие бытовую обстановку, не столь уж многочисленны, однако их компоновка, утилитарная предназначенность, освещенность и цветовое сочетание могут быть столь же многообразны, сколь многообразны вкусы хозяев. Среда обитания человека деятельного, активного и человека, склонного к созерцанию, погруженного более в самого себя, чем во внешний мир, различна, даже если включает в себя одни и те же предметы мебели, - в ней можно найти множество вещей, которые присущи только данному человеку, соответствуют только его потребностям и интересам, в то время как другим людям они кажутся безделушками. Иногда представляется, что человек весь погружен в мелочи, если судить по окружающим его вещам. Но ведь это разнообразие вещей может свидетельствовать о многообразии его интересов и потребностей, а не только о страсти к накопительству. Человек созерцательного типа может, например, повесить в своей комнате простенький пейзаж или натюрморт и посредством их осмысливать и мир и, главное, самого себя - другому же для этой цели требуется множество вещей и вещичек. Ведь созерцание и настраивает человека на то, что Плотин и философия дзэн-буддизма называют художественным построением жизни, - личность настраивается на ту жизнь, которая кажется ей достойной человека, и представление о которой всегда присутствует в его чувствованиях, мыслях, надеждах, желаниях и стремлениях. Потому созерцание, в которое погружается человек в домашней обстановке, во время прогулок, в концертном зале, картинной галерее, театре и т.д. нельзя рассматривать как бездеятельность, пустую трату времени. Это внутренняя деятельность человека, занимаясь которой он творит себя по тому образу и подобию, которые сложилось в его чувствах и сознании в виде идеалов, а может быть, и в виде божественного творческого начала, заключенного в нем самом, но еще не осознанного им.

Активный в силу своего характера и темперамента человек стремится немедленно от созерцания к осуществлению прочувствованного и осмысленного. Он начинает составлять планы и искать средства и способы воплощения их в жизнь. Испытывая нетерпение, он часто при первой же неудаче бросает начатое дело и устремляется к другому. Его цель - создать красоту вне себя, в своем окружении, тогда как созерцатель творит красоту в себе. Между этими крайними позициями существует множество вариантов. Чем больше у человека свободного времени, тем больше у него возможностей для создания красоты в себе и для себя, в себе и для людей, и т. д. К сожалению, множество людей в России, не проявляя внутреннюю, ни внешнюю творческую активность, просто существуют, покорно плывя по течению жизни, бездействуя и, как правило, ведя духовно разрушительную жизнь. Все в этих людях подчинено одной неглубокой страсти - стяжательству, алкоголизму, наркотикам, поискам острых ощущений и т.д. Неосознанно они тоже создают свой эстетический мир, оцениваемый, однако, с позиций не прекрасного, а безобразного. Их жизнь способствует не совершенству, а хаосу.

http://www.philosophy.ru/edu/ref/kiasch/estetzh.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB